Переход от средневековья к современным формам организации общества принято называть «новым периодом» или «новым временем». Новое время Для Осетии наступило в XVIII в. Главные причины столь позднего расставания со средневековьем - тяжелые последствия катастрофы XIII-XIV вв. и суровые природные условия горной Осетии. В XV-XVII вв. смыслом осетинской истории было выживание народа, сохранение его этнического единства и культурной самобытности. В XVIII в. сформировались новые политические и идеологические приоритеты, в числе которых - гарантия внешней безопасности, возвращение равнинной территории на Северном Кавказе, возрождение христианской традиции, письменности и школьного образования. Достигнутый уровень феодальных отношений требовал расширения хозяйственной базы и государственных форм политической организации.
Достижение этих целей оказалось связано с осетино-российскими отношениями. В образе России осетины увидели организованную силу государственности, способную противостоять агрессии на севере и юге, вернуть равнинные земли, стать надежным торговым партнером.
Новое время настоятельно потребовало общенародного лидера, готового отстаивать национальные интересы. Таким лидером стал Зураб Магкаев, выдающийся общественный деятель, политик и дипломат. XVlII век прошел для Осетии на путях, проложенных Зурабом Магкаевым.
Интересы Осетии совпали с внешнеполитическими планами Российской империи. Продвижение на Кавказ облегчало России выход к Черному морю, укрепляло южные рубежи государства против Ирана и Турции.
Выгодное расположение Осетии в самом сердце Кавказа, по обеим сторонам Главного хребта и на пересечении стратегических дорог - неизменная часть политических интриг XVIII в. Сильнейшие владетели Кабарды и Грузии не оставляли попыток военной силой или экономическим давлением подчинить себе пограничные осетинские общества и всячески препятствовали развитию осетино-российских отношений. Крестьянские движения в Осетии XVIII в. имели как антифеодальные, так и политические цели". Борьба с турецкой агрессией 30-х гг. XVIII в. сменилась на осетинском юге восстанием 1737-1741 гг. против экспансии Ирана. Восставшие в 1781 г. дигорские крестьяне требовали от своих феодалов разорвать вассальные отношения с князьями Кабарды и подчиниться российской власти.
Начало дипломатическим отношениям Осетии с Россией было положено в 1745 г., когда постоянная связь между Осетией и Россией начала осуществляться через Осетинскую духовную комиссию, совмещавшую функции христианской миссии и политического представительства. В 1749 г. осетинские общества приняли совместное решение о присоединении к России. На протяжении трех лет Осетия была представлена в Петербурге посольством во главе с Зурабом Магкаевым. В числе условий присоединения Осетии посольство обсудило с российским правительством вопросы внешней безопасности, переселения осетин на предкавказскую равнину, создания осетинской школы, восстановления церковной организации. Россия проявила особую заинтересованность в разработке горнорудных богатств Осетии и в пользовании перевальными дорогам.
Официальное оформление присоединения было отложено до 1774 г., когда подписание Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией предоставило России свободу действий на Кавказе. Выехавшие в Моздок осетинские представители 27 октября 1774 г. скрепили своими подписями пункты о подданстве осетин Российской империи. Тогда же осетины подали идею строительства русской крепости, которую предполагалось поставить у Татартупа. После подписания Георгиевского трактата (договора России с грузинским царством Картли-Кахети) возникла новая задача - контроль над Дарьяльской дорогой - и в 1784 г. была заложена крепость Владикавказ. Ее осетинское название «Дзауджикау» унаследовано от осетинской деревни, прежде расположенной на этом месте.
Во второй половине XVIII в. в Осетию были направлены геологические экспедиции. Для передвижения воинских контингентов в Грузию Россия использовала