|
|
|
11.08.08 ||| радио ||| Музыкальные жанры --- Разбойничьи песни
|
в начало
Авторская песня Альтернативный рок Арт-рок Альтернативный метал Антифон Блюз Бибоп, би-боп, боп Брит-поп Брейкбит Вокальная музыка Водевиль Горячий Джаз Грайндкор Гранж Грув-метал Глэм-рок Готик-рок Готик-метал Готабилли Глитч Гарридж Гоа-транс Грайм Госпел Джаз Дэткор Дарквэйв Дрим-поп Дарк Эмбиент Даб Дум-метал Джэнгл-поп Детройт-техно Драм-энд-бэйс Даунтемпо, даунбит Драмфанк Дабстеп Евродиско Евротранс Индастриал Инди-рок Инди-поп Инди-электроника Икос Ирмос Итало-диско Кантри Классическая музыка Краут-рок Колледж-рок Лоу-фай Лаунж Мюзикл Металкор Марш Марийская музыка Математический рок Мэдчестер Минимал-техно Нойз Народная песня Нью-метал Нойз-рок Нойз-поп Новая волна Народная музыка Нейрофанк Поп-музыка Попса Психоделический рок Прогрессивный рок Панк-рок Пост-гранж Пост-рок Психоделический фолк Прогрессив-хаус Пампин-хаус Прикладная музыка Рэпкор Разбойничьи песни Рагга-джангл Рокстеди Рокабилли Рок-н-ролл Русский рок-н-ролл Рейв Регтайм Романс Свинг Скинхед-регги Ска Спейс-рок Сэдкор Сайкобилли Ска-панк Стихира Синти-поп Сибуя-кэй Симфоник-метал Спиричуэлс Трэш-метал Тремоло Тви-поп Техно Тропарь Транс Трип-хоп Фолк-метал Фанк Фламенко Фолк-рок Филк Хард-боп Хард-рок Хеви-метал Хардкор Хардкор (рок-музыка) Хип-хоп Русский хип-хоп Хард-техно Хумппа Хаус Хэппи-хардкор Шугейзинг Шранц Шансон Aggro-industrial Avantgarde Doom C86 Dark Folk (Apocalyptic Folk) Drone Ambient Death Industrial Dancehall Death/doom Drone doom EBM (Electronic Body Music) Elektro (electro-industrial) Epic doom Funeral doom G-funk Idm Japanese Noise Jungle J-Pop Martial Industrial Noise Power-Electronics Progressive trance Ritual Ambient (Ritual Industrial) Stoner doom Sludge doom Traditional doom
— находятся в связи с историей разбоев в России.
В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; даже лучшие князья, как Владимир Мономах, допускали походы с характером разбоя (например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.
Разбои стали усиливаться в Московском государстве после татарского нашествия и с XIV столетия приняли широкие размеры, причем главной ареной разбойничества с течением времени стало Поволжье и московская Украина. Впрочем, и новгородский север пользовался в этом отношении незавидной славой. Многочисленные разбойничьи шайки из новгородской вольницы — «ушкуйники» — грабили села и города, жгли церкви и мучили жителей. Самый страшный набег ушкуйников на Кострому отмечен в летописи под 1375 г. Предания о новгородских ушкуйниках отразились в былинах о Василии Буслаеве, в особенности в эпизоде встречи Васьки Буслаева с атаманами казачьими. На юго-восточных окраинах Московского царства с половины XV ст. разбойничество почти сливается с казачеством. Московское правительство вынуждено было посылать против разбойников военные отряды. Случалось, что разбойники разбивали царские войска и убивали воевод.
Время наибольшего развития в России разбойничества — XVI, XVII и XVIII вв. — совпадает со временем наибольшего размножения и распространения разбойничих песен. К XVI ст. относится целый цикл песен о Ермаке. Завоевание обширной страны ничтожной горстью людей, отпетыми разбойниками, произвело глубокое впечатление на воображение народное и вызвало рассказы, предания и песни, сохранившиеся доныне в народной памяти. В XVII ст. сложился другой богатый по содержанию цикл песен о Степане Разине и отчасти заслонил собой песни о Ермаке. Песни о Ермаке и песни о Разине иногда смешивались и перепутывались, как в именах действующих лиц, так и в описываемых событиях. Наряду с разными анахронизмами и неточностями в песнях о Ермаке встречается много исторически верных преданий и фактов — о сборах в поход, о правеже и др. Из анахронизмов любопытен эпизод о взятии Ермаком Казани.
В столетний промежуток между песнями о Ермаке и песнями о Разине сложено было много других разбойничьих песен, уцелевших отчасти до настоящего времени. Таковы песни о взятии правительственными войсками Астрахани в 1616 г., когда были рассеяны разбойничьи толпы Заруцкого; такова песня об убийстве на Дону московского посла Карамышева в 1630 г.; таковы песни про Грышку Мурышку, о котором упоминается в одной царской грамоте 1645 г. Наибольшего развития разбойничество и разбойная поэзия достигли в Великороссии во второй половине XVII века. По выражению проф. Аристова, «все задорные движения вольницы, как ручьи и речки в половодье, слились в одну бурливую широкую реку при Стеньке Разине и захлестнули своими волнами множество мирных жителей. Народная песня передала потомству очень много явлений из похождений Разина, и в ее изображениях есть доля исторической истины». Песни верно рисуют общее положение донского казачества ХVII века, среди которого были люди степенные, домовитые, зажиточные («кармазинники»), но большинство состояло из «зипунников», голи кабацкой и разного сброда. Отсюда и брал Разин свои полчища. В песнях описывается, как Разин разгромил персидские города по берегам Каспийского моря, как он овладел Астраханью, гулял с молодцами по Волге и убивал бояр, как он рвал кандалы и уходил из тюрьмы-клетки. Есть песни о казни Разина в Москве в 1671 г., точно передающие событие. Вообще, песни о Разине весьма многочисленны и проникнуты симпатией к разбойнику. В разбойничих песнях вообще обнаруживается сочувственное отношение к разбойникам: народ усматривал в них свободолюбивых удальцов, способных по временам на порывы великодушия. Иногда в них видят противников бояр и врагов крепостного права или прославляют силу характера и
1 2 3
|
|
|