Наиболее древним танцев у осетин надо считать танец “Цоппай”,
получивший еще в XV-м столетии свое описание грузинским
географом Вахушти, который именует его танцем в честь “Бога
Вачела”. Происхождение этого танца связано с теми отдаленными
временами народной жизни, когда силы природы, гром и молния,
наводили страх на человека, который видел в них проявление
силы божества Вачела-громовержца, бросающего на землю свои
огненные стрелы. Пораженный божественным огнем человек был,
по народному поверию, особо отмеченным среди других. Смерть
пораженного молнией в народе считалась особой милостью неба,
и оплакивать покойника ни в коем случае не полагалось. Вокруг
убитого молнией кинжалом на земле очерчивался круг, за черту
которого никому нельзя было переступать. Танец исполнялся вокруг
убитого или его могилы следующим образом: мужчины и женщины,
парни и девушки шли попарно под ручку, одна пара за другой, или
в четыре пары. В каждой группе был музыкант с национальным
фандыром смычковым или же с двенадцатиструнной арфой
(дыууадастанон. Лучшие голоса запевали, а остальная масса
подхватывала: “Ой, алай, ой, алай! Алай цоппай бестен хуарзей!”.
(Смысл песни таков: танец “Цоппай!” дает благо всему краю,
населению). Когда после похорон покойника дождь стихал, громовые
раскаты утихали, и выглядывали лучи солнца сквозь рассеянные тучи
- народ верил, что громовержец сменил гнев свой на милость. Все
население с песнями и плясками возвращалось домой поздно вечером.
1. Одна группа хлопает в ладоши.
2. Другая группа танцует, двигаясь вперед.
3. Танец имеет характер вертения и поступательного движения
вперед.
4. Каждая пара, вертясь, подвигается медленно вперед.
5. Общее движение по кругу.
6. Танец каждой пары.