Радио Алания, онлайн радиостанция Осетии
11.08.08 ||| радио ||| История Осетии --- Скифский мир (VII-IV вв. до н.э.)
в начало

Осетия в Великой Отечественной войне
Осетия в 20-е и 30-е гг. XX в.
Осетия в годы революций и гражданской войны (1917-1921)
Осетия в конце XIX - начале XX в.
Осетия в середине XIX в.
Осетия в первой трети XIX в.
Осетия в XVIII в.
Осетия в XV - начале XVIII в.
Алания в XIII-XIV вв.
Алания в VII-XII вв
Аланы в Великом переселении народов (коней IV - начало VI в.)
Аланы в I-IV вв.
Сарматы (III в. до н.э. - I в. н.э.)
Скифский мир (VII-IV вв. до н.э.)
Скифы и Кавказ в VIII-VII вв. до н.э.
Кобанское время (XIV-IV вв. до н.э.)
Эпоха ранней и средней бронзы (нач. III - сер. II тыс. до н.э.)
Каменный век

В середине I тысячелетия до н.э. обширные степные пространства от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири были населены близкородственными племенами иранских кочевников. В древнеперсидских надписях они известны под именем саков, европейские авторы называли эти племена скифами, затем сарматами, а позднее аланами. В узком смысле скифами чаще именуют жителей равнин Северного Кавказа и Причерноморья, отделяя их от других народов «скифского мира» - европейских савроматов и киммерийцев, азиатских саков, массагетов, исседонов и дахов. По историко-географическому принципу скифские народы называют северными иранцами древности - в отличие от южных иранцев, расселившихся в плодородных долинах Иранского нагорья и Средней Азии. Иранские страны, широко известные в истории - Мидия, Персия, Согдиана, Хорезм, Бактрия, Маргиана, Парфия, Арейа. По происхождению, языку и культуре иранцам наиболее близки индоарии, их общие предки в бронзовом веке составляли так называемую индоиранскую (или арийскую) общность. Индо-ариями называют арийскую ветвь, поселившуюся на полуострове Индостан. Не случайно и Нартовскии эпос, запечатлевший мифологические представления и бытовые особенности скифской эпохи, хорошо сохранил сюжеты и образы, которые находят прямые аналогии в эпических сказаниях и священных книгах Древней Индии и Ирана.
Скифский мир был связующим звеном между Западом и Востоком, между цивилизациями Средиземноморья и народами северной Евразии. Скифская цивилизация послужила основой культурного развития многих стран. Народы скифского мира положили начало трехтыся-челетней традиции евразийского культурно-исторического единства.
Большинство скифов были кочевниками-скотоводами. Некоторые оседлые племена занимались земледелием, возделывая пшеницу, просо и ячмень. Кочевники жили в войлочных юртах и кибитках, используемых для перевозки семей и имущества. Они пасли овец и крупный рогатый скот, но главным богатством считали табуны лошадей. Владение конями служило мерилом достоинства и экономической самостоятельности кочевника.
Основа скифского войска - легкая конница. Типичный скифский воин - конный лучник, вооруженный также копьем для метания и коротким мечом-акинаком. Излюбленный тактический прием скифов - конная атака лавой с метанием стрел и притворным отступлением. Тяжелая панцирная кавалерия с длинными мечами и копьями играла вспомогательную роль, составляя аристократическую гвардию скифских царей. Опасность разорительных скифских набегов и желание подчинить и использовать военную силу скифов заставляли персидских царей направлять на северных кочевников свои походы. В 530 г. до н.э. основатель Ахеменидской державы Кир II предпринял поход на массагетов, которыми правила царица Томирис. В жестокой битве персидская армия была разгромлена, и великий Кир погиб.
В 519 г. до н.э. Дарий I совершил победоносный поход на саков-тиграхауда и пленил их вождя по имени Скунха. А в 512 г. до н.э. Дарий бесславно проиграл начатую им войну с причерноморскими скифами. Под предводительством царей Иданфирса, Скопасиса и Таксакиса скифы отступали, заманивая врага вглубь степей и громя его стремительными набегами. Скифское царство делилось на три части во главе с тремя царями, один из которых был верховным - как Иданфирс во времена войны с персами. Подвластная каждому из царей территория состояла из округов, возглавляемых окружными правителями. Территориально-политическое устройство Скифии воспроизводит общую для индоиранцев троичную социальную схему, в основе которой лежало мифологическое представление о трехчастности космоса. По легенде, записанной Геродотом, предком скифов был богочеловек Таргитай. Трое его сыновей - Липоксай, Колаксай и Арпоксай воплощают три социальные функции
ариев: религиозную, военную и производительную. Соответственно и все скифы делились на три «рода», а их страна - на три царства. Это деление сохранилось в Нартовском эпосе (три рода, жившие в трех частях Города Нартов) и


сайты осетии - 15rus.ru
разработанно в NextWeb