| осетинских поэтов, записал и обработал несколько фольклорных мелодий для фортепиано. Фортепианное трио, написанное молодым музыкантом на первом курсе (1940) – это первое в осетинской музыке камерно-инструментальное сочинение, в котором национальное начало органично и ярко претворено в формах европейского музыкального профессионализма. 
 В послевоенные годы совершенствуется музыкальное мастерство музыкальных коллективов республики, укрепляется их профессиональная и материальная база. Открытое в 1947 г. музыкально-педагогическое училище осуществляло подготовку кадров для художественных коллективов и музыкальных школ. В ноябре 1945 г. была организована Северо-Осетинская госфилармония. В нее вошли симфонический оркестр, ансамбль песни и пляски, оперный ансамбль. Большую популярность в это время завоевал у слушателей оркестр народных инструментов Северо-Осетинского радио, исполнявший произведения композиторов Северного Кавказа. Наличие развитой музыкальной базы позволяло приглашать многих выдающихся музыкантов Союза.
 
 Музыка в Северной Осетии в меньшей мере, чем другие виды искусства, испытывала идейно-политическое давление. Более того, развитие ее поощрялось. Благосклонное  внимание официальной критики к творчеству уже известных музыкантов и композиторов  - Т. Кокойти, Х. Плиева, И. Габараева, Д. Хаханова, С. Поляниченко способствовало развитию осетинской камерной и симфонической музыки. Ярким событием в музыкальной жизни республики явилось исполнение  в 1950 году Северо-Осетинским симфоническим оркестром симфонии Т. Кокойти. Музыкальное искусство поднялось в эти годы на качественно новую ступень, пройдя путь от простых обработок народных песен до создания сложных музыкальных произведений различных жанров и форм. Наряду со старшим поколением появляется и более  молодое и,  безусловно, талантливое поколение композиторов таких как: Ф. Алборов, З. Хабалова, Р. Цорионти.
 
 В 50-60-годы многое в музыкальной жизни республики происходило впервые. В эти годы были созданы и первая одноактная опера «Коста» и первая оперетта «Весенняя песня» Х. Плиева, первые балеты «Ацамаз и Агунда», «Хетаг» Х. Плиева, опера «Азау» И. Габараева. С музыки И. Габараева к фильму «Сын Иристона» начинается многолетнее сотрудничество осетинских композиторов с  кинематографом. Одним из них был симфонический оркестр Северо-Осетинской филармонии, возглавляемый Павлом Ядых. Коллектив исполнял симфонические произведения И. Габараева, Л. Кануковой,  Т. Кокойти. Наличие высокопрофессионального коллектива давало возможность организовывать авторские и творческие  концерты мастеров музыкального искусства М. Кажлаева, Т. Хренникова, Ш. Чалаева, А. Эшпая. В разные годы с неизменным успехом с оркестром работали дирижеры  В. Дударова, В. Гергиев.
 
 В музыкальной жизни республики немаловажную роль играет  оркестр  народных инструментов, который с 1966 г. возглавляет  Булат Газданов -  одаренный исполнитель, талантливый композитор и аранжировщик, знаток и собиратель осетинского музыкального фольклора. Булат бережно обрабатывал национальные мелодии, сделав их достоянием профессионального музыкального искусства. Игру многих работавших в оркестре музыкантов  - Д. Агаевой, З. Агнаевой, Р. Агкацевой, Т. Бердиева, Н. Бессонова, Р. Гуриевой, Л. Кодзасовой – отличало высокое мастерство. С оркестром любили выступать и популярные певцы  Владимир Баллаев, Ким Суанов, Светлана Медоева и многие другие исполнители.
 
 Все большую популярность завоевывала лирическая песня. Человек, с его настроением, переживаниями, становится объектом художественного воплощения. Композиторы пишут музыку для одного или нескольких исполнителей в сопровождении гармоники, баяна, эстрадного оркестра.  Большой вклад в развитие осетинской эстрады внесли А. Бериев, Б. Газданов, А. Кокойти, М. Купеева, Д. Хаханов, Р. Цорионти. Их песни со временем не утратили привлекательности благодаря искренности и ясности музыкального языка.
 
 Во второй половине 80-х – 90-е годы
 
 1  2  3
 |