Связанный глубокими корнями с жизнью и бытом народа, музыкальный фольклор осетин имеет многовековую историю.
Однако становление профессиональной музыкально-танцевальной культуры Северной Осетии приходится на 20-е-30-е годы XX века. В это время руководители Осетинского историко-филологического общества Б. Алборов и Г. Дзагуров, осознавая необходимость системного изучения и записи произведений осетинской народной музыки, в 1921-1922 гг. привлекли к записи осетинских песен и танцевальной музыки выпускника Петербургской консерватории, ученика Н. Римского-Корсакова Павла Богдановича Мамулова. П. Мамулов отмечал глубину и оригинальность осетинской народной музыки. Колыбелью ее он считал величавый нартский эпос, богатый, глубокий фольклор, тяжелый, но в тоже время полный юмора быт осетинского народа.
По приглашению Осетинского научно-исследовательского института краеведения в Северной Осетии с 1926 г. запись осетинского музыкального фольклора осуществлял видный грузинский композитор В. Долидзе, который за два года записал 250 народных песен. Он приступил также к созданию осетинской национальной оперы. В качестве либретто он использовал драму А. Кубалова «Смерть Алгуза». Задуманная опера получила название «Замира». Сцены из «Замиры» в виде отдельных арий и дуэтов неоднократно с успехом исполнялись во Владикавказе, Баку и Тбилиси. Большой интерес представляет переложение композитором 14 народных мелодий для симфонического оркестра, которые всегда находились в активном оркестровом исполнении. Музыкальные произведения для хора и оркестра писал композитор Б. Галаев. Он же вел обработку осетинских народных песен.
В 30-е годы закладывается фундамент осетинской профессиональной музыки. Государственная забота о воспитании национальных музыкальных кадров проявилась в создании ряда учебных заведений и исполнительских коллективов – Детской музыкальной школы (1935), Музыкального училища (1938), Осетинской оперной студии при Московской консерватории (1940), Осетинского музыкального ансамбля и оркестра при Комитете радиовещания (1935), Государственного ансамбля песни и пляски (1938).
Первые профессиональные исполнительские коллективы – Вокальный ансамбль радио под управлением Ахполата Аликова и хор Ансамбля песни и пляски под управлением Татаркана Кокойти – популяризировали революционные, народные и современные песни. Важное место в хоровом репертуаре занимали сочинения осетинских авторов. Песни А. Аликова, Т. Кокойти, А. Тотиева на стихи осетинских поэтов воспевали новую жизнь простых тружеников, интонационно опираясь на осетинский песенно-танцевальный фольклор. Таковы «Фиййагдон» Т. Кокойти, «Наша любимая Родина» А. Гулуева, «Песня» А. Тотиева и др. По сей день остаются репертуарными вокально-хоровые обработки песен на стихи К. Хетагурова – «Хъуыбады» А. Аликова, «Зонын» А. Тотиева, «Афсати» Е. Колесникова.
Существенную роль в развитии национальной музыкальной культуры сыграл Осетинский драматический театр, к спектаклям которого писал музыку Т. Кокойти «Две сестры» -1936, «Коста» - 1939, «Братья», «Дети рабыни» и «Потомок Сырдона» - 1930) и А. Поляниченко «Свадьба», «Земля», «К жизни», «Молодая невестка».
В области камерной вокальной, инструментальной и оркестровой музыки творил Александр Поляниченко, композитор и скрипач. Им были написаны фортепианные пьесы, романсы, оркестровые рапсодии – «Осетинская», «Фандыр», «Осетинский марш».
Активно работали по сбору и записи осетинского музыкального фольклора А. Аликов, А. Тотиев, Т. Кокойти и А. Поляниченко. Эти же музыканты вошли в состав организованного в 1939 г. Северо-Осетинского отделения Союза композиторов СССР.
Яркой звездой блеснул талант Заура Гаглоева (1917-1941) – студента композиторского отделения Ленинградской консерватории, погибшего на фронте. Заур Гаглоев за свою короткую недолгую творческую жизнь создал фортепианные вариации, трио для скрипки, виолончели и фортепиано, песни и хоры на стихи
1 2 3
|