Радио Алания, онлайн радиостанция Осетии
11.08.08 ||| радио ||| Осетинские танцы --- Устыты кафт (танец женщин)
в начало

Цоппай
Симд нартов (двухэтажный симд)
Тымбыл симд
Чепена
Устыты кафт (танец женщин)
Симд старинный (нагуай симд)
Симд старинный (более сложный)
Симд простой на одной ноге
Симд “Сандрак”
Симд простой на одной ноге
Датагуй кафт
Хонга кафт старинный
Хонга Кафт старинный (в две пары)
Танец “Индейка” (Гогыз)
Танец “Исламей”
Зилга кафт (парный)
Зилга кафт с плеткой
Лагты кафт старинный
Танец с кинжалами
Танец с двумя и со многими кинжалами
Танец “Соревнования на носках между девицей и мужчиной”

Женщины целого аула нередко собирались в огромную процессию по
поводу моления дождя или солнца. Человек двести или триста
организованно начинали обходить вокруг села с пением. Во главе
процессии шли старухи, за ними женщины средних лет и молодухи.
Сделав вокруг села три круга, они начинали обходить отдельные
дворы с целью получить на праздник “кто чем мог”. На собранные
деньги и продукты устраивался под каким-нибудь большим деревом
за аулом большой пир, на котором были исключительно одни
женщины. Присутствие мужчины не допускалось. Всякого мужчину,
который им попадался на пути, женщины хватали, связывали по
рукам и по ногам и требовали за него выкуп от его родственников,
которые немедленно старались выкупить родича, иначе пленника
бросали в воду. Процессия женщин обычно несла с собой огромную
куклу в женском одеянии. Делалось это на основе деревянной
лопаты, наподобие народных осетинских кукол. Кукла бывала
хорошо и нарядно одета, а вместо лица она имела белое полотно с
вышитыми нитками бровями, глазами, губами и овалом лица. По
окончании обхода селения куклу бросали в воду, говоря: “Хандза
Гуаеса уарун уарзуй!” на случай, когда бывала сильная засуха,
грозившая неурожаем полей. Танец женщин на этом празднике резко
отличался от обычного танца, он носил скорее воинственный
характер. Выходила пара танцующих, остальные окружали их, пели,
хлопали в ладоши. Танцующие, засучив полы, сначала делали круг
как в Зилга кафте, затем делали движение как в Хонга кафте и,
наконец, заканчивали танцем на носках. При этом движения женщин
были совершенно свободными и никак нельзя было сказать, что они
подражали в чем-либо мужчинам, как это делается теперь, когда,
танцующая за отсутствием мужчины, старается дать нарочито
мужской танец. Песня пелась на мотив “Аларды”, однако во время
остановок в танцы вводились и частушки.


Источник : осетия.su




сайты осетии - 15rus.ru
разработанно в NextWeb