Радио Алания, онлайн радиостанция Осетии
11.08.08 ||| радио ||| Музыкальные жанры --- Разбойничьи песни
в начало

Авторская песня
Альтернативный рок
Арт-рок
Альтернативный метал
Антифон
Блюз
Бибоп, би-боп, боп
Брит-поп
Брейкбит
Вокальная музыка
Водевиль
Горячий Джаз
Грайндкор
Гранж
Грув-метал
Глэм-рок
Готик-рок
Готик-метал
Готабилли
Глитч
Гарридж
Гоа-транс
Грайм
Госпел
Джаз
Дэткор
Дарквэйв
Дрим-поп
Дарк Эмбиент
Даб
Дум-метал
Джэнгл-поп
Детройт-техно
Драм-энд-бэйс
Даунтемпо, даунбит
Драмфанк
Дабстеп
Евродиско
Евротранс
Индастриал
Инди-рок
Инди-поп
Инди-электроника
Икос
Ирмос
Итало-диско
Кантри
Классическая музыка
Краут-рок
Колледж-рок
Лоу-фай
Лаунж
Мюзикл
Металкор
Марш
Марийская музыка
Математический рок
Мэдчестер
Минимал-техно
Нойз
Народная песня
Нью-метал
Нойз-рок
Нойз-поп
Новая волна
Народная музыка
Нейрофанк
Поп-музыка
Попса
Психоделический рок
Прогрессивный рок
Панк-рок
Пост-гранж
Пост-рок
Психоделический фолк
Прогрессив-хаус
Пампин-хаус
Прикладная музыка
Рэпкор
Разбойничьи песни
Рагга-джангл
Рокстеди
Рокабилли
Рок-н-ролл
Русский рок-н-ролл
Рейв
Регтайм
Романс
Свинг
Скинхед-регги
Ска
Спейс-рок
Сэдкор
Сайкобилли
Ска-панк
Стихира
Синти-поп
Сибуя-кэй
Симфоник-метал
Спиричуэлс
Трэш-метал
Тремоло
Тви-поп
Техно
Тропарь
Транс
Трип-хоп
Фолк-метал
Фанк
Фламенко
Фолк-рок
Филк
Хард-боп
Хард-рок
Хеви-метал
Хардкор
Хардкор (рок-музыка)
Хип-хоп
Русский хип-хоп
Хард-техно
Хумппа
Хаус
Хэппи-хардкор
Шугейзинг
Шранц
Шансон
Aggro-industrial
Avantgarde Doom
C86
Dark Folk (Apocalyptic Folk)
Drone Ambient
Death Industrial
Dancehall
Death/doom
Drone doom
EBM (Electronic Body Music)
Elektro (electro-industrial)
Epic doom
Funeral doom
G-funk
Idm
Japanese Noise
Jungle
J-Pop
Martial Industrial
Noise
Power-Electronics
Progressive trance
Ritual Ambient (Ritual Industrial)
Stoner doom
Sludge doom
Traditional doom


— находятся в связи с историей разбоев в России.

В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; даже лучшие князья, как Владимир Мономах, допускали походы с характером разбоя (например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

Разбои стали усиливаться в Московском государстве после татарского нашествия и с XIV столетия приняли широкие размеры, причем главной ареной разбойничества с течением времени стало Поволжье и московская Украина. Впрочем, и новгородский север пользовался в этом отношении незавидной славой. Многочисленные разбойничьи шайки из новгородской вольницы — «ушкуйники» — грабили села и города, жгли церкви и мучили жителей. Самый страшный набег ушкуйников на Кострому отмечен в летописи под 1375 г. Предания о новгородских ушкуйниках отразились в былинах о Василии Буслаеве, в особенности в эпизоде встречи Васьки Буслаева с атаманами казачьими. На юго-восточных окраинах Московского царства с половины XV ст. разбойничество почти сливается с казачеством. Московское правительство вынуждено было посылать против разбойников военные отряды. Случалось, что разбойники разбивали царские войска и убивали воевод.

Время наибольшего развития в России разбойничества — XVI, XVII и XVIII вв. — совпадает со временем наибольшего размножения и распространения разбойничих песен. К XVI ст. относится целый цикл песен о Ермаке. Завоевание обширной страны ничтожной горстью людей, отпетыми разбойниками, произвело глубокое впечатление на воображение народное и вызвало рассказы, предания и песни, сохранившиеся доныне в народной памяти. В XVII ст. сложился другой богатый по содержанию цикл песен о Степане Разине и отчасти заслонил собой песни о Ермаке. Песни о Ермаке и песни о Разине иногда смешивались и перепутывались, как в именах действующих лиц, так и в описываемых событиях. Наряду с разными анахронизмами и неточностями в песнях о Ермаке встречается много исторически верных преданий и фактов — о сборах в поход, о правеже и др. Из анахронизмов любопытен эпизод о взятии Ермаком Казани.

В столетний промежуток между песнями о Ермаке и песнями о Разине сложено было много других разбойничьих песен, уцелевших отчасти до настоящего времени. Таковы песни о взятии правительственными войсками Астрахани в 1616 г., когда были рассеяны разбойничьи толпы Заруцкого; такова песня об убийстве на Дону московского посла Карамышева в 1630 г.; таковы песни про Грышку Мурышку, о котором упоминается в одной царской грамоте 1645 г. Наибольшего развития разбойничество и разбойная поэзия достигли в Великороссии во второй половине XVII века. По выражению проф. Аристова, «все задорные движения вольницы, как ручьи и речки в половодье, слились в одну бурливую широкую реку при Стеньке Разине и захлестнули своими волнами множество мирных жителей. Народная песня передала потомству очень много явлений из похождений Разина, и в ее изображениях есть доля исторической истины». Песни верно рисуют общее положение донского казачества ХVII века, среди которого были люди степенные, домовитые, зажиточные («кармазинники»), но большинство состояло из «зипунников», голи кабацкой и разного сброда. Отсюда и брал Разин свои полчища. В песнях описывается, как Разин разгромил персидские города по берегам Каспийского моря, как он овладел Астраханью, гулял с молодцами по Волге и убивал бояр, как он рвал кандалы и уходил из тюрьмы-клетки. Есть песни о казни Разина в Москве в 1671 г., точно передающие событие. Вообще, песни о Разине весьма многочисленны и проникнуты симпатией к разбойнику. В разбойничих песнях вообще обнаруживается сочувственное отношение к разбойникам: народ усматривал в них свободолюбивых удальцов, способных по временам на порывы великодушия. Иногда в них видят противников бояр и врагов крепостного права или прославляют силу характера и

1 2 3

сайты осетии - 15rus.ru
разработанно в NextWeb