наиболее сохранившийся до наших времен из всех видов симдов
- это Чепена. В танце участие принимали только мужчины.
Руководителем танца являлся один из лучших певцов, отличавшийся
остроумием и веселыми шутками. В центре круга становился
помощник руководителя с огромной палкой в руке, строго
следивший за тем, чтобы никто не смел сменять указанной правой
или левой ноги. Танец сопровождался песней “Чепена” которую
исполнял запевала (он же руководитель танца), а хор подхватывал
припев словами: “Ой, ой, Чепена!” Песня сопровождалась подчас
самыми непристойными словами и действиями. Случалось, что
мужчины кидались и на женщин, стоявших вокруг танцоров. Однако
женщины, предвидя такой афронт заранее кидались в хадзар и там
запирались. Кончался танец тем, что вдруг из массы кто-либо
запевал о предложении сменить своего руководителя Чепена. Масса
подхватывала это желание, вслед за которым появлялось новое
предложение бросить руководителя в воду. Такое пожелание
танцорами быстро приводилось в исполнение, если обреченный не
успевал скрыться. Танец Чепена - это был танец сплошного смеха
и веселья. Ни в каком случае не обижаться, ни прибегать к
оружию за обиду не полагалось. Круг был сомкнутый сплетением
рук танцоров. Круг по команде руководителя (къорды сар) мог
размыкаться и снова смыкаться. Танец на одной ноге сменялся другой
ногой, танцоры могли и врассыпную быстро выполнить задание своего
руководителя (например, раздеть кого-либо из окружающих), но
с тем, чтобы тут же быстро собраться в общий круг по команде
руководителя.